Жизнь не балует нас возможностью лицезреть тех, кто изменил историю еще при жизни. Одним из таких людей является Малком Маклин – простой водитель из США, который сделал перевозки по всему миру простыми, мало затратными и эффективными.

Малком Маклин

Первые шаги

     Перевозки грузов начала 20 века мало отличаются своим содержанием от современных: использовались несколько видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный), рассчитывались оптимальные маршруты перемещения грузов. Но самой большой проблемой являлся простой транспорта: и морское судно, и автомобиль загружались не только хаотично (груз складывался практически кучей), но и очень долго – использовался преимущественно труд грузчиков.

    Малком Маклин доставлял портовые грузы на автомобиле, принадлежавшем североамериканской компании McLean Trucking. Первым решением Маклина была погрузка автомобиля или автомобильного прицепа на борт корабля вместе с грузом. Так появились тягачи и трейлеры: их перегружали на морские и речные суда, а в портах цепляли к седельным тягачам.

    После второй Мировой войны компания McLean уже имела несколько тысяч грузовиков с трейлерами и собственные терминалы в портах (всего 32 площадки в США), и стала первой автотранспортной компании, зарегистрированной в США, где Малком Маклин имел свою долю акций.

 

Движение против течения

     Маклин продает в 1955 году свою долю акций в McLean Trucking, создает собственное предприятие McLean Industries Inc и приобретает несколько судоходных компаний. Государственный кредит позволил Маклину купить и переоборудовать несколько танкеров, разработать и наладить выпуск транспортного контейнера 35 футов (длина 10,6 м), который мог перевозиться стандартными грузовиками. Этот контейнер конструктивно не изменился и по сей день: в 50-е годы контейнеры устанавливались в несколько ярусов, имели распашные ворота, системы креплений и запорные механизмы, которые не претерпели существенных изменений и сегодня.

    Первый морской контейнеровоз и сам контейнер постоянно подвергались нападкам и притеснениям: их появлению мешали происки конкурентов; оформление разрешительной документации блокировали чиновники. Причины – простые:

  • Простои транспорта сократились в 2 раза.
  • Расходы на перегрузку уменьшились в 36 раз (грузчики использовались лишь для погрузки/разгрузки в сам контейнер).
  • Освободилось большое количество рабочей силы.
  • Просто зависть конкурентов успехам Малкома Маклина.

     Параллельно с работой переоборудованных танкеров создавался специализированный контейнеровоз: он выполнил свой первый рейс в 1957 году внутри США, с 1958 года – между США и Южной Америкой, с 1961 года – между США, Европой и Азией. 60-е годы компания носила новое название (Sea-Land Service Inc.) и владела 27 000 контейнерами, 4 десятками кораблей и 30 терминалами в Америке, Азии, Африке и Европе.

    Несмотря на сопротивление конкурентов, Маклин все наработки по стандартизации системы контейнерных перевозок предоставил в открытое пользование: развитие технологии погрузки-разгрузки контейнеров получило небывалое ускорение и на морском, и на автомобильном транспорте.

    За время развития своего бизнеса Малком объединялся с другими компаниями, создавал новые, продавал свои доли и менял названия предприятий, которые были связаны с морскими и автомобильными перевозками. По ряду причин, к концу жизни Малком Маклин отошел от дел: большая часть акций принадлежит датской компании Maersk, а сама корпорация известна современным пользователям как Maersk Lines.

 

Достижения на десятилетия: гений вдохновителя

     Журнал Forbes еще при жизни назвал Малкома Маклина человеком из числа немногих, кто изменил мир.

И это действительно так. В день похорон Малкома, 27 мая 2001 года, судна - контейнеровозы всего мира почтили память этого гениального человека протяжными гудками.