В мае 2001 года скончался Малколм Персел Маклин – создатель и новатор грузоперевозок морским транспортом. Простого водителя в 30-е годы ХХ века и совладельца трансконтинентальной корпорации в начале ХХI века провожали в последний путь не только тысячи почитателей его гения, но и все сухогрузы мира: данью памяти этому человеку были прощальные корабельные гудки по всему миру, когда его хоронили.

Контейнерные перевозки: история возникновения

Начало контейнерных перевозок

Сначала водителю грузового авто компании McLean Trucking, потом ее совладельцу и владельцу, Малколму Маклину пришла идея кардинально изменить структуру той отрасли, в которой он работал – перевозки портовых грузов. Что подтолкнуло Малколма к такому решению – создать рентабельный бизнес, снизить расходы на ручной труд или доказать свою правоту – сказать сложно, но идея создания специальной единицы тары для штучных грузов оказалась прогрессивной.

Идея создания специальной унифицированной тары, которая может размещаться как на специализированной автоплатформе, так и на корабле, реализовывалась с трудом. Сначала помешала мировая война, потом – отсутствие финансирования и козни конкурентов. Но начало было положено: первыми прообразами современных контейнеров стали перегружаемые на корабли полуприцепы – их крепежные замки подходили ко всем грузовым тягачам, и проблемы перевозки штучных грузов решались гораздо быстрее.

Став владельцем транспортной компании, Маклин дал ей название Sea-Land Inc (Море-Суша»), купил несколько нефтеналивных танкеров  и разработал проекты перепланировки этих суден под перевозку специальной тары – контейнеров.

Первый рейс переоборудованного танкера был под пристальным вниманием и государственных чиновников, и конкурентов, и широкой общественности. На корабле было размещено 56 контейнеров и комиссия из 100 человек (представители государственных структур и предприниматели), маршрут пролегал от Нью-Йорка до Хьюстона.

 

Развитие отрасли контейнерных перевозок

Первый рейс контейнеровоза Малколма Маклина дал мощный толчок активному развитию мультимодальным перевозкам: частный бизнес в США, Азии, Африке и Европе все больше был связан с неоднократной перегрузкой товаров с одного вида транспорта на другой. Идея Малколма понравилась бизнесменам: ведь автор предлагал не только новую тару и корабль – были разработаны специальная автомобильная платформа и морской контейнеровоз, погрузочно-разгрузочная техника и специальные терминалы-склады в портах.

Малколм в течение 60-х годов разработал и предложил миру целый комплекс услуг: это позволило ему стать мировым лидером по перевозкам грузов между континентами, владельцем десятков тысяч грузовых контейнеров и 30 терминалов в самых больших портах мира. Его компания обеспечивала армию США всем необходимым для ведения боевых действий в Юго-Восточной Азии: только во Вьетнам ежемесячно прибывало более тысячи контейнеров с техникой, амуницией, продовольствием.

Что дала революционная идея Малколма Маклина?

  • Возможность быстро и надежно перевозить грузы на любое расстояние. Ручной труд использовался только при наполнении или разгрузке контейнера, корабли и автомобили не простаивали в портах.
  • Безопасность перевозок. Грузы – независимо от объема – не терялись и не были повреждены: контейнеры предлагались разных габаритов, имели надежные замки и крепления, имели герметичные двери.
  • Финансовую выгоду всем – и владельцам транспортных компаний (увеличились объемы перевозок), и владельцам грузов (снизились расходы на обработку и доставку контейнеров).
  • Экономическую целесообразность: появилось много новых отраслей промышленности, связанных с контейнерными перевозками.

Контейнерные перевозки активно развиваются до сих пор. Появились контейнеры рефрежираторы, танки (цистерны), для сыпучих товаров (с откидной или съемной крышей). Автор идеи прожил жизнь не зря: его талант ценят все, кто хотя бы один раз в жизни перевозил личные вещи, промышленные товары или технику.